«Это не кризис, а новая реальность». Руководители лизинговой компании — о будущем рынка б/у авто, сделках и рисках 2023 года
Ситуация на авторынке и рынке финансирования авто с марта 2022 года была совсем плачевной. Машин мало, и те стоят дорого, а эти высокие ставки по кредитам… Сейчас этапы шока, уныния и всеобъемлющей неопределённости пройдены. Компании по-своему подстроились под реалии и даже предлагают оптимальные решения и выгодные условия на покупку авто.
Что сейчас происходит на рынке финансирования покупки автомобилей в Беларуси? Какие факторы продолжают на него влиять и какие есть риски? Что будет с авторынком в 2023 году? Чего ожидать тем, кто хочет взять авто в лизинг? Об этом av.by рассказали управляющие директора «Дженерал лизинг» Павел Шнейдер и Олег Марков. Также они объяснили, почему компания ввела нулевой процент аванса для физлиц и собирается расширять собственный автопарк.
«Рынок лизинга в Беларуси в прошлом году сократился на 40%. Такого не было 10 лет»
— В интервью av.by в апреле 2022 года вы заявляли, что выработали стратегию в связи с новым кризисом. C тех пор она пересматривалась?
Павел Шнейдер:
— Прошлой весной мы решили не останавливать работу ни на один день и оказывать клиентам весь спектр услуг, для чего в распоряжении компании всегда должен быть необходимый объём капитала. Поэтому вторая составляющая стратегии — точное финансовое планирование. Мы продолжили финансирование, но тщательнее смотрели на платёжеспособность лизингополучателей, стоимость автомобилей и их техническое состояние.
Управляющий директор «Дженерал лизинг» Павел Шнейдер
— Эту стратегию сохранили в течение всего 2022 года. И, пожалуй, она останется с нами ещё долгое время.
Однако мы также дополнили стратегию расширением клиентского сервиса, плотной работой с нашими партнёрами и формированием нового положительного опыта у основных наших клиентов — физических лиц, чтобы они не просто пользовались услугами лизинга, но и делали это удобно.
— В 2022 году белорусский авторынок претерпел множество изменений. Какие бы вы выделили как основные и повлиявшие на рынок финансирования покупки авто?
Павел Шнейдер:
— В целом рынок автолизинга в Беларуси в прошлом году упал на 40%, что на моей памяти произошло впервые за последние 10 лет.
Главные факторы — существенное сокращение количества автомобилей на рынке и одновременный рост цен на них. При этом желающих приобрести авто и воспользоваться услугами лизинга не убавилось, но у них появилась проблема с выбором автомобиля.
Олег Марков:
— Даже если мы договаривались с клиентом об условиях финансирования и нашем предварительном одобрении сделки, то всё упиралось в выбор автомобиля: процесс мог растянуться на срок от двух недель до нескольких месяцев.
Управляющий директор «Дженерал лизинг» Олег Марков
— Мы в 2022 году провели множество экспериментов — интеграций с партнёрами для подбора авто клиентам. Выбрали площадки, где можно это делать с нашими специалистами. Также предлагали услугу оценщика бесплатно: наняли в штат специалиста, который мог приехать для оценки авто с профессиональным оборудованием и дать рекомендации. Но пока люди к такому не привыкли. Они по-прежнему полагаются на самостоятельный подбор или помощь друзей и родственников.
— Бывало, что клиенты, которые самостоятельно выбирали машину для лизинга, сталкивались с различными проблемами с ней. И обращались к нам за расторжением договора.
Конечно, нам хочется помогать клиентам, ведь мы являемся собственником авто. Поэтому в планах — инвестировать в собственный автопарк на своей площадке или на площадке одного из наших партнёров.
— Каким был 2022-й для «Дженерал лизинг»? Сколько сделок удалось провести?
Павел Шнейдер:
— Вообще, всё то, что происходило с конца февраля 2022 года, — это даже не кризис, а новая реальность, которая потребовала отлаженных процессов по взаимодействию с клиентом внутри компании. Ведь их запросы очень часто и быстро менялись, на них нужно было реагировать по-новому, как и на решения других участников рынка. Поэтому мы адаптировали все бизнес-процессы к быстрой обратной связи от рынка, сделали их гибкими к возможным различным ситуациям.
Олег Марков:
— Так как «Дженерал лизинг» специализируется на б/у автомобилях, то часть потрясений 2022 года на нас повлияла в меньшей степени.
— Относительно прошлой весны мы свои показатели удвоили, развили региональную сеть, инвестировали в обучение сотрудников. Работали над сервисом, над повышением скорости взаимодействия с клиентами, над продуктами.
Мы готовы очень быстро меняться — буквально на следующий день после появления очередного негативного фактора. Возможности для трансформации даёт огромная база обращений клиентов. За прошлый год к нам обратилось порядка 50 тысяч человек, что позволяет нам анализировать весь рынок и понимать, какие продукты и сервисы ему нужны. Ещё одной нашей сильной стороной является способность быстро принимать решение по финансированию клиента. У нас высокий процент одобрений (более 90%), и нам удаётся сохранять один из самых низких уровней дефолта в отрасли. В 2022 году передали более 1 000 автомобилей в лизинг, а расторжение договора было в отношении порядка 20, что, как правило, вызвано невозможностью платежей со стороны лизингополучателя.
«По большей части лизинг для физлиц предоставляем в белорусских рублях»
— Что сейчас происходит на рынке финансирования покупки автомобилей в Беларуси?
Павел Шнейдер:
— Он всё ещё глобально состоит из кредитования и лизинга. При этом кредитование сместилось в потребительский сегмент, ведь почти все программы финансирования авто закрылись. И рынок лизинга тоже перестроился: ушло много игроков, другие приостановили работу или сменили ориентиры деятельности. Компаниям внутри страны пришлось искать капитал среди инвесторов, банков, акционеров компаний. На это повлияло в том числе отсутствие вливаний внешнего капитала в страну.
— В связи с этим с какими трудностями «Дженерал лизинг» сталкивается в настоящее время?
Павел Шнейдер:
— Классически все финансовые компании смотрят на несколько аспектов, таких как клиенты, финансы и активы компании. Будут ли с ними трудности в этом году? Неизвестно. Мы оцениваем только вероятность тех или иных событий и думаем, что можно сделать, чтобы обезопасить компанию. Поэтому продолжаем очень внимательно отслеживать все изменения на рынке автомобилей, смотрим на то, как платят наши клиенты, что происходит с поставками запчастей и иных сопутствующих товаров.
— И особенное внимание уделяем нашим частным инвесторам. Уже сейчас мы одна из трёх самых крупных компаний по объёму привлечённых токенов на платформе Finstore. Недавно «Дженерал лизинг» прошла через процедуру оценки деловой репутации и получила рейтинг класса АА. Это одна из самых высоких возможных оценок. И это дало рынку понимание, что компания — проверенное и надёжное место для инвестиций, партнёрства и совместного развития.
— Какие сегодня в «Дженерал лизинг» действуют условия по покупке авто в лизинг для физических лиц?
Олег Марков:
— Мы всегда подходим индивидуально к каждому клиенту. При формировании условий оцениваем в первую очередь автомобиль, который выбрал лизингополучатель, и способность заказчика вовремя и в полном объёме уплачивать ежемесячные платежи.
— Также у нас есть возможность экспериментировать. Недавно для клиентов, которые покупают автомобиль по рыночной цене и при этом могут дополнительно предоставить подтверждение своей платёжеспособности, мы ввели аванс 0%. Максимальный аванс сегодня составляет 40%, а срок, на который заключается договор лизинга, до 7 лет. Что касается валюты финансирования, то по большей части лизинг для физлиц у нас в белорусских рублях. Наши клиенты в основном берут лизинг на 3 года с первоначальным платежом в 30%. Кстати, средняя стоимость авто в нашем сегменте — 7 000 долларов.
В январе 2023-го спрос выше, чем был в декабре. А что с базой авто?
— У вас есть видение того, что будет происходить на рынке авто в 2023 году? Как это повлияет на услуги лизинга (объём)?
Олег Марков:
— Наблюдается некая стабилизация рынка авто с пробегом. Сегодня цены на них остаются на высоком уровне, и, вероятно, так будет и дальше. Либо они постепенно немного снизятся.
Однако база авто становится больше. С этим также связываем рост количества обращений в «Дженерал лизинг» в январе. К нашему удивлению, активность ещё выше, чем была в декабре 2022-го.
Наш сегмент определяется тем, что есть на рынке автомобилей. И нынешнее положение можно назвать осторожно стабильным. Традиционно белорусы в своём выборе консервативны: топ-3 по передаче в лизинг занимают марки Volkswagen, Mercedes и BMW.
— Возможно, эта картина сменится с приходом на рынок новых участников. В 2023-м или в начале 2024-го могут произойти серьёзные структурные изменения в предложении марок и моделей, которые завозят в Беларусь. Уже происходит замещение. Автосалоны, которые простояли пустыми полгода, смотрят в сторону Китая. Некоторые дилеры перешли на работу только с авто с пробегом.
Павел Шнейдер:
— В 2023 году мы ожидаем повышения качества обслуживания клиентов на всём рынке. Рынок новых авто просел в 2022-м, но у людей не пропала потребность покупать их. Клиенты автосалонов привыкли к определённому сервису и сегодня, приходя на рынок б/у авто, также захотят соответствующий уровень обслуживания. Этому в том числе способствуют законодательные изменения, позволяющие сделки между физлицами и юрлицами не регистрировать в ГАИ. То есть, например, нашим клиентам теперь не нужно стоять там в очередях. Они могут приехать к нам в комфортный офис, подписать все документы и уехать на машине, которую выбрали.
А ещё законодательные изменения приводят к тому, что достаточно большая часть серого авторынка уйдёт и рынок эволюционирует.
— Давайте обрисуем несколько сценариев развития событий в 2023 году.
Павел Шнейдер:
— Начнём с негативного. Это приостановка кредитования в белорусских банках. Экономика и люди без него жить не смогут. Для клиентов это будет значить, что они существенно сократят покупки. В банках всегда есть определённое количество ликвидности, которая будет всё равно оборачиваться, но воспользоваться этой услугой смогут только клиенты с очень высокими доходами.
— Нейтральный — уровень продаж и количество услуг остаются на уровне 2022 года. Без резких взлётов и падений, с незначительным увеличением к концу года.
И позитивный сценарий. Банки и лизинговые компании начнут более спокойно действовать, когда на рынке будет достаточное количество востребованных активов. Если китайский автопром в сегменте новых авто войдёт плотно на рынок Беларуси, это будет своеобразный «буст». Второй аспект — рынок привоза б/у авто из Европы станет более цивилизованным и прозрачным и дополнит ассортимент. Речь идёт о ситуации, когда пригон автомобиля из разряда своеобразной лотереи перейдёт в полноценный бизнес с техническими гарантиями и качеством обслуживания. Если оба фактора сработают, то бизнес точно найдёт возможность профинансировать желающих сменить транспортное средство. Если рынок продажи автомобилей в 2023 году восстановится до показателей 2021-го — это будет, на наш взгляд, идеальной картиной.
— Какие ваша компания поставила цели на этот год с учётом нынешнего положения дел в стране и в мире? Какие могут быть риски в 2023-м?
Олег Марков:
— При общей негативной обстановке мы позитивно смотрим на развитие и рынка, и нашей компании. За прошлый год мы создали отличную команду. Если в начале 2022-го было 10 человек, то сейчас — более 30. Плюс ко всему на аутсорсинге у нас много людей, которые занимаются отгрузками в разные города, есть отдельный кол-центр. Изменения, проведённые в прошлом году, — это база для роста в 2023-м.
— Планируем серьёзно трансформироваться — до весны завершим ребрендинг. И не просто сменим вывеску, а сделаем инфраструктурный проект по владению автомобилями, включающий не только их финансирование, но и пополнение автопарка хорошими авто, в которых могут быть уверены наши лизингополучатели. Добавим сервис, улучшим обслуживание.
Таким образом, абстрагируемся от понятия консервативного лизинга. И дадим понять, что «Дженерал лизинг» — это больше, чем лизинг.
«Дженерал лизинг» является инновационной финансовой компанией и создаёт уникальную для белорусского рынка модель «цифрового» лизинга. Совсем недавно организации присвоили рейтинг деловой репутации на уровне АА reputation. Что это означает для фирмы, её клиентов и рынка? Об этом av.by узнал у исполнительного директора BIK Ratings Андрея Усачёва.
Исполнительный директор BIK Ratings Андрей Усачёв
— Компания «Дженерал лизинг» пришла в наше агентство в рамках рейтингования эмитентов токенов.
Выпуск токенов — это механизм привлечения денежных средств и необходимый ресурс для расширения бизнеса. В Беларуси действует платформа банка «БелВЭБ», где с помощью токенизированных облигаций в рамках деятельности ПВТ выпускаются токены. Поскольку на этой платформе последнее время происходили дефолты и более десяти эмитентов приостановили свои выплаты по тем или иным причинам, решено было, чтобы обезопасить инвесторов, сделать более прозрачный рынок, всем эмитентам присваивать рейтинги деловой репутации.
Рейтингование — это независимая экспертная оценка состояния субъекта. BIK Ratings является первым и пока единственным рейтинговым агентством в Беларуси, аккредитованным Нацбанком. Наши методологии оценки разработаны на основании международных стандартов, но адаптированы с учётом наших реалий.
— Проводя свою оценку компании для присвоения ей рейтинга деловой репутации, мы рассматриваем внешний контур взаимоотношений с контактирующими сторонами — это и клиенты, и банки, и партнёры. Мы смотрим на кредитную историю, состояние задолженности, изучаем даже отзывы в интернете, проверяем учредителей и руководителей компании, узнаём, были ли конфликты внутри компании, и многое другое.
У «Дженерал лизинг» идеальная кредитная история, за последние три года отсутствовала просроченная кредиторская задолженность. И никаких публичных негативных ситуаций у компании не происходило, как и судебных разбирательств. Всё это нашло отражение в высоком рейтинге АА.
— Для клиентов компании и в целом присвоение организации высокого рейтинга — это зелёный сигнал. Это как подтверждение своей отчётности внешним аудитором. А в отношениях с любыми контрагентами, кредиторами, банками, клиентами независимая внешняя оценка всегда имеет высокую ценность — значит, компании можно доверять.
Партнёрский материал
«Дженерал лизинг» — это финансирование любого легкового или коммерческого автомобиля не только с учётом индивидуальных особенностей, но и без утомительного ожидания очереди. Одобрение на лизинг можно получить уже в течение часа, а уехать на желанном авто — в день подачи заявки. Найти автомобиль, подходящий под ваши параметры, можно в каталоге av.by, где представлены более 48 тыс. объявлений. Авансовый платёж стартует от 0%, а сроки финансирования варьируются от 12 до 48 месяцев.